?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

Ложь кришнаитов — Ч. 24

॥श्रीः॥


Чаитанйа в Уд̣упи

ЧЧ, Мадхйа 9.250



таттвавāди-ган̣а прабхуке ‘мāйāвāдӣ’ джњāне
пратхама дарщане прабхуке нā каила самбхāшан̣е (ЧЧ, Мадхйа 9.250)

Перевод ББТ: При первой встрече со Шри Чайтаньей Махапрабху вайшнавы-таттвавади приняли Его за санньяси-майявади и потому не стали с Ним разговаривать.


В данном стихе автор ЧЧ утверждает, что ваишн̣авы не сочли Чаитанйу достойным общения, так как он выглядел как ма̄йа̄ва̄дӣ. Но у ваишн̣авов-татвавāдинов и не было никакой причины вступать с ним в разговор. Людям не свойственно заговаривать с первым встречным, тем более в храме. Храм это место, куда люди приходят выразить свои религиозные чувства и веру, и служителям храма как раз уместно проявлять сдержанность, дав паломникам сделать то, зачем они пришли.

Совершенно естественное поведение татвавāдинов автор выставляет как высокомерие и недружелюбие. Гостеприимство оказывают каждому вошедшему в храм. В этом можно убедиться и сегодня.

Чаитанйа пришел в храм почтить божество. Без претензий. Без вопросов к местным служителям. Он никак не обратился к ваишн̣авам и не вызвал их на диспут, приготовление и организация которого потребовали бы с их стороны времени. Ваишн̣авы всегда принимают вызов или инициируют вāды, если есть повод и в подходящей обстановке.

В среде ваишн̣авов-татвава̄динов не принято встречать различия в убеждениях высокомерием или презрением. Тем не менее, совершенно естественно проявлять больше доверия и открытости в адрес близких по духу, чем в адрес представителей других взглядов. Иначе у людей не было бы никакой потребности объединяться в группы единомышленников и обсуждать свои взгляды.

Воздержание ваишн̣авов от спора с паломником-ма̄йа̄ва̄дӣ как раз и есть гостеприимство и тактичность.

В данной ситуации следует отметить следующее: если человек выразил почтение Крьшн̣е или даже бурно проявил свои религиозные чувства (ЧЧ, Мадхйа 9.249), то это еще не повод принять его в ряды единомышленников. Сдержанность в отношении человека, столь рьяно демонстрирующего религиозный пыл, не есть высокомерие. Дистанция не исключает гостеприимства.

Не достаточно поклониться и ожидать, что тебя примут своим. Существуют принятые в обществе сигналы принадлежности к той или иной формации. Одежда мāйāвāдӣ это выражение мировоззрения или принадлежность к мировоззрению. А вот посещение мест паломничества и храмов не достаточно, чтобы сделать выводы о принадлежности человека к той или иной школе мысли.


продолжение будет