?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

॥श्रीः॥


§ 6

Пурāн̣ы

Предсказания о Чаитанйе из пурāн̣


Если оценка ш́рути-прамāн̣ дело несложное, то с прамāн̣ами из пурāн̣ все обстоит иначе. Главная проблема — высокая степень искаженности пурāн̣ и итихāсов (далее просто пурāн̣). На это обращали внимание āчāрьи прошлого:

क्वचिद् ग्रन्थान् प्रक्षिपन्ति क्वचिदन्तरितानपि ।
कुर्य्युः क्वचिच्च व्यत्यासं प्रमादात् क्वचिदन्यथा — Мадхва, МБТН, 2.3

В некоторых местах добавляют тексты, в некоторых удаляют имеющиеся, где-то меняют тексты местами, иногда делают это по незнанию.


Об этом говорят и āчāрьи современности. Баннандже Говиндāчāрйа, в «Нирн̣айа-Бхāва-Чандрике» [2.3], с. 54-55:

«Четыре вида искажений подлинника редакторами: первые три относятся к сознательно внесенным, последний — к неосознанно допущенным. В некоторых местах идут вставки в подлинник из ш́локов собственного сочинения редактора, призванные подтвердить выгодный для него смысл. В других случаях скрывают существующие части подлинника, расходящиеся с их собственным мнением. Или же переставляют части подлинника местами. Это не равнозначно сочетанию удаления и вставки, потому что в данном случае морокоглазый редактор оперирует материалом из подлинника, а не посторонними сочинениями.

Пракш̣еп имеет в основе два вида намерений. Это либо введение в заблуждение читателей, дабы убедить их, что пурāн̣ы или другие ш́āстры подтверждают учение вставщика, либо, в редких случаях, гордость своей ученостью. 

Два вида намерений стоят и за удалением частей подлинника. Это либо расхождение между сказанным и собственным мировоззрением, либо попытка уменьшить объем сказанного ради удержания внимания быстроутомляемой аудитории.

Внутренние перестановки также бывают двух видов: сознательные и неосознанные. Первый описывается словами курйух̣ квачич ча вйатйāсам. Вйатйāс — это перестановка местами глав или ш́локов. Иногда перестановкой частей ш́лока добиваются изменения смысла. Такая перестановка может преследовать одну из двух целей: либо это попытка избежать акцента на том, что противоречит идеологии редактора, либо попытка собрать в одном месте подтверждения своих взглядов. Второй вид вйатйāса описан словами прамāдāт квачид анйатхā. Прамāд — это невнимательность, невежество или ошибка. Даже честные и чистые души могут исказить подлинное чтение ш́āстры по этим причинам. Это может быть вйатйāс чтения (пāт̣ха) или же вйатйāс смысла, подлегающего чтению. Примеры искажения чтения (пāт̣ха-вйатйāса): вместо сан̇кхам̇ читают сан̇кхйам. Бахал̣ам̇ → бахалам. Ругмам̇ → рукмам. Бхатсанам̇ → бхартсанам. Бāхуш̣āл̣инам̇ → бāхуш́āлинам. Чāн̣ӯрāндхранисӯданам̇ → чāн̣ӯрāндхраниш̣ӯданам. Вйатйāс смысла (артха-вйатйāс) двух видов: противоречащий намерению подлинника и непротиворечащий. Примеры первого: „прāйас тенāпи мандена на йуш̣мāсв аш́ивам̇ кр̣там“ [МБТН, 31.50] → „…мандена йуш̣мāсв апй аш́ивам̇ кр̣там“. „Парāдхӣна-стхитй-абхāвāд анантара удāхр̣тах̣“ → „…стхитй-абхāвāд анапара…“. Примеры второго: „йади нāма паро на бхавета харих̣“ → „…на бхавет са харих̣“. „Паро асмаи брахман̣е намах̣“ → „парасмаи брахман̣е намах̣“.

Из этих четырех врагов установления верного смысла первым троим нет прощения. Последний, по причине неосведомленности, может быть прощен до некоторой степени, если заблуждение не приводит к неприятию правильного чтения и если не отстаивается с пылом, достойным лучшего применения».


अनुत्सन्ना अपि ग्रन्था व्याकुला इति सर्वशः ।
उत्सन्नाः प्रायशः सर्वे कोट्यंशोऽपि न वर्त्तते — Мадхва, МБТН, 2.4

Нирн̣айа-Бхāва-Чандрикā: «Многие ш́āстры утсаннāх̣ \ вознеслись на небеса, перестали существовать в человеческом мире. Те же, что еще доступны (анутсаннāх̣), стали вйāкулāх̣ \ нарушенными, истерзанными четырьмя видами искажений, потерявшими в полноте, перепутанными — оказались на грани исчезновения. Эти ш́āстры по сути не способны выполнять те задачи, ради которых они были созданы. „Сарваш́ах̣“ здесь относится как к ш́āстрам в целом, так и к их состоянию в различных частях света, а также к тому, что пагубные искажения затронули их все без исключения. „Прāйаш́ах̣“ (утсаннāх̣ прāйаш́ах̣ сарве) здесь: „в большом количестве“. [Поскольку о „почти что“ (другое возможное значение „прāйаш́ах̣“) исчезнувших ш́āстрах речь идет в первой половине ш́лока — прим. пер.]. „Кот̣й-ам̇ш́о 'пи на варттате“: не сохранилось даже одной десятимиллионной части. Океан ш́āстр не имеет краев, о чем приводятся слова смр̣ти в Бр̣хад-бхāш̣ье [3.5]: शतकोटयः पञ्चरात्रं पुराणं तावदेव च । रामस्य चरितं तावत् तावदन्यच्च सर्वशः । अनन्ताश्च तथा वेदाः साङ्गोपाङ्गाश्च सर्वशः \ Существуют десятки миллиардов грантх Пан̃чарāтры, столько же в пурāн̣ах, столько же в чарите Рāмы, столько же в других ш́āстрах. Веды же со своими разделами и вспомогательными знаниями бесконечны».

Проблему искаженности пурāн̣ поднимает и учитывает молодая индологическая наука (напр., см. L. Rocher, The Purāṇas, 1986).

Причиной такого печального положения стало исчезновение класса сказителей — сӯт, чьей свадхармой было рассказывание, хранение и передача пурāн̣.

Вāйу-пурāн̣а (Bibliotheca Indica 1.26-27; изд. Ānandāsrama Sanskrit Series 1.31-32):

свадхарма эш̣а сӯтасйа
садбхир др̣ш̣т̣ах̣ пурāтанаих̣
деватāнā(н)м̇ ча
рāджн̃āм̇ чāмитатеджасāм̇
вам̇ш́āнāм̇ дхāран̣ам̇ кāрйам̇
ш́рутāнāм̇ (ш́рутена?) ча махāтманāм итихāса(п)ш̣у
др̣ш̣т̣ā (диш̣т̣ā?) йе брахмавāдибхих̣


The sūta´s special duty as perceived by good men of old was to preserve the genealogies of gods, rishis and most glorious kings, and the traditions of great men, which are displayed by those who declare sacred lore in the Itihāsas and Purāṇas.

Падма-пурāн̣а (изд. ĀnSS 5 Sṛṣṭi, 1.27-28):

эш̣а дхармас ту сӯтасйа
садбхир др̣ш̣т̣ах̣ санāтанах̣
деватāнā(н)м̇ ча
рāджн̃āм амитатеджасāм̇
тадвам̇ш́адхāран̣ам̇ кāрйам̇
стутӣнāм̇ ча махāтманāм
итихāса(п)ш̣у
др̣ш̣т̣ā йе брахмавāдибхих̣



This is the sūta´s duty from [primeval] time as perceived by good men, to compose the genealogies of gods, rishis and most glorious kings and the eulogies of great men, who are seen as declarers of sacred lore in the Itihāsas and Purāṇas.


*цитаты и перевод взяты из книги L. Rocher, The Purāṇas, изд. Otto Harrassowitz, Wiesbaden, 1986, с. 54.


Ромахарш̣ан̣а Сӯта, ученик Вйāсы, вероятно, был первым известным нам сӯтой и отцом знаменитого сӯты — рассказчика Бхāгаваты, Махāбхāраты и др. В обозримой для нас истории свидетельства о еще живущих сӯтах не встречаются. Сӯты исчезли очень давно, задолго до времени Ш́ан̇кары, Рāмāнуджи и Мадхвы.

Исчезновение сӯта-парампар привело к вторжению в пурāн̣ы мифов, фольклора, преданий и откровенной отсебятины безымянных авторов. Все это разрушающе повлияло на изначальный смысл и весть пурāн̣. На протяжении столетий с источниками обращались чересчур вольно, чтобы они сохранили более менее первозданный вид.

На иcкаженность источника указывают самые разные обстоятельства. В случае с Бхāгаватам, например, это известная разница текстов, так называемых «южного» и «северного». В северном к тому же имеются три поддельных главы (Бхāг. ск. 10, гл. 12, 13, 14).


Примечание. Подробнее о поддельных главах Бхāг. см. ЛК, ч. 8.1.


В некоторых пурāн̣ах одни и те же диалоги происходят между разными персонажами. В одном Васиш́тха говорит о дхарме рāдже Амбарӣш́е. В другом, говорящий Сӯрйа, в третьем, обращение к Ган̇ге.

Объем Брахмаваиварта-пурāн̣ы составляет 18000 ш́л., но издание Вангавāсӣ с 36-ю ш́локами на каждой странице при 618-ти страницах имеет 22248 ш́л. По меньшей мере 4248 ш́л. добавлены позже. Издание Венкат̣еш́вары с 50-ю ш́л. на листе содержит 25000 ш́л. Интерполированного материала, таким образом, больше, чем в издании Вангавāсӣ (L. Rocher, The Purāṇas, c. 36).

В Вāйу-пурāн̣е наших дней отсутствуют почти все ш́локи, затрагивающие тему ш́раддхи, в то время как на них имеются ссылки у старинных авторов, пользовавшихся более оригинальной, не столь искаженной версией пурāн̣ы.

Наименее искаженными до нас дошли только два прокомментированных древними āчāрьями пурāн̣ия — Бхāгавата-пурāн̣а и Виш̣н̣у-пурāн̣а. На достоверность остальных пурāн̣ можно расчитывать только, если они, точнее их части, цитируются в старинных трактатах или комментариях. В случае не цитируемых и не упоминаемых пурāн̣, расхождения между разными текстами одного пурāн̣ия столь велики и подчас взаимоисключающи, что восстановить первоначальный текст и смысл не представляется возможным. Существование явных (благодаря неумелости или неуместности) интерполяций в большом количестве очевидно как для пан̣д̣итов, так и для академических текстологов. А сколько интерполяций умелых и продуманных? Есть мнение, что Бхавиш̣йа-пурāн̣а, возможно, не содержит в современном виде ни одного ш́лока оригинала.

В межсампрадāйном диспуте (вāда) никто не примет аргумента из пурāн̣, если только это не Бхāгавата- или Виш̣н̣у-пурāн̣ы, или не пурāн̣овая цитата из старинного трактата. Причем, не просто старинного трактата, но работы полемической, в порядочности автора которой оппоненты не сомневались, в том числе не оспаривали достоверность его цитат, а сами цитаты считали общепризнанными для того времени. Искажение позиции и тезисов оппонента, использование подделок и др. мошенничества, при выявлении грозили бесчестием. Доверяя цитатам из полемической работы, вы доверяете как минимум двум āчāрьям (написавшему и не оспорившему), а если учесть, что полемические трактаты переписывались и распространялись, то отсутствие сомнений в достоверности цитат со стороны третьих лиц, отслеживающих ход диспута, подтверждало легитимность цитируемых оппонентами источников и фрагментов из них.

Конечно, āчāрьи древности могли иметь дело с уже искаженным вариантом, но во-первых, на то они и пан̣д̣иты, чтобы опознать подделку, во-вторых, число вставок увеличивается со временем, поэтому, чем древнее цитирующий āчāрья, тем, как правило, больше доверия его источнику. Судьба пурāн̣, не сохранившихся в старинных трактатах и комментариях прискорбна. Кроме проверенных и неискаженых фрагментов (зачастую пропавших из современных версий), их тексты подверглись слишком сильному влиянию людей и времени, чтобы представлять собой āгаму.

Только традиция, заботящаяся о сохранении ш́āстры и имеющая для этого четкую и проверенную методику, может обеспечить сохранение текста [содержания] или могла — до эпохи книгопечатания. Иначе текст попадает на откуп безвестным переписчикам, не всегда профессиональным, зачастую не владеющим критическим аппаратом для оценки того, что они переписывают, и чьи манускрипты были по причине лучшей сохранности выбраны коммерческими издателями за основу для публикации. Как правило, кроме самых лучших профессионалов, на этом рынке промышляли и малограмотные. Не редко переписчиками были деревенские поэты с тремя классами санскритской гурукулы и даже доморощенные мессии, «провидящие» недостающее. Торговля рукописями, особенно малоизвестных (читай, кем-то сфальсифицированных) писаний, всегда присутствовала на рынке интеллектуальных услуг.


В отличие от пурāн̣ искажение ш́рути маловероятно. Ш́раута-традиции предусматривают очень серьезные методы сохранения каждого слога в доверенных ш́рутьях. Сампрадāйа служит ш́āстре. Конечно, отдельные «сампрадāйи» считают, что дело обстоит наоборот. Ш́рути могут исчезнуть, но только если вымирает род их хранителей. В эпоху книгопечатания и цифровой информации вероятность исчезновения ш́рути уменьшилась. Сегодня ш́рути могут быть записаны и сохранены даже в звуковом формате.


Благодаря живым пан̃чарāтра-парампарам у нас также имеются практически неискаженные тексты Пан̃чарāтры. Помимо сохранения собственной ш́акхи достойные брāхман̣ы изучали и знали другие сам̇хиты, особенно джн̃āна-разделы. Живая традиция выявляет подделки, выдаваемые некоторыми школами за настоящие, например, «Нāрада-пан̃чарāтра» и «Ананта-сам̇хитā». В трактатах более древних, чем культ Чаитанйи эти источники в связи с Пан̃чарāтрой не упоминаются. В пан̃чарāтра-парампарах о них ничего не знают.


Поскольку пурāн̣ы не были сохранены сампрадāями, то их можно считать безвозвратно утерянными в полном виде, и сохранившимися лишь фрагментарно. Такое положение ставит пурāн̣овое прамāн̣ие в зависимость от ш́рути-прамāн̣ и принципа ш́āстра-саманвайа.


Учитывая историческую метаморфозу произошедшую с итихāса-пурāн̣ами, можно ли безоговорочно считать «пророчества» о Чаитанйе из пурāн̣ достоверными? К очевидному ответу стоит добавить, что патриархи культа Чаитанйи, формировавшие его учение и догмы — Рӯпа, Санāтана, Джӣва, Виш́ванāтха, Баладева, за некоторым исключением (см. ЛК ч. 40-42), не упоминали в своих работах многочисленные «пророчества» о Чаитанйе, предлагаемые в наши дни представителями ISKCON и Гауд̣ӣйа-мат̣ха.


Отметим, что конкурирующий с культом Чаитанйи культ Валлабхи, считает все «свидетельства» и «предсказания» о Чаитанйе подделками и ложной интерпретацией, а самого Чаитанью ложным кали-йуга-аватāрой.



§


Мы попытались найти предлагаемые гауд̣ӣями предсказания о Чаитанйе в заявленных ими источниках.

«Кӯрма-пурāн̣а»:

kalina dahyamanam
uddhararaya tanu-bhrtam
janma prathama sandhyayam
bhavisyati dvijalaye


Перевод Gosai: «The Supreme Person will appear in the first part of the age of Kali. He will appear in the home of a brahmana to save the embodied conditioned souls burning in the troubles of Kali-Yuga».

Русский перевод ISKCON: «Верховная Личность появится в первой половине Кали-юги [janmaprathamasandhyayam]. Он появится в доме Брахмана [bhavisyatidvijalaye] для того, чтобы спасти воплощенные обусловленные души [uddharayatanu-bhrtam], горящие в бедах Кали-юги».

Наличие ошибок во многих цитатах стало визитной карточкой списка «предсказаний», курсирующего с одного сайта на другой. Не стал исключением и этот отрывок. В dahyamanam не хватает na, а в uddhararaya одно ra лишнее. Но это не принципиально, так как в Кӯрма-пурāн̣е ч. 1, ч. 2 этого отрывка нет.



«Гаруд̣а-пурāн̣а»:

kalina dakyamananam
paritranaya tanu-bhrtam
janma prathama sandhyayam
karisyami dvijatisu

aham purno bhavisyami
yuga-sandhyau visesatah
mayapure navadvipe
bhavisyami saci sutah

kaleh prathama sandhyayam
lakshmi- kanto bhavisyati
daru-brahma-samipa-sthah
sannyasi gaura-vigrahah


Перевод Gosai: «In the first part of the age of Kali, I will come among the brahmanas to save the fallen souls, who are being burned by the troubles of the age of Kali. I will take birth as the son of Saci, in Navadvipa-Mayapura.. I will come in my complete spiritual form in the first part of Kali-Yuga. In the first part of Kali-Yuga, the Supreme Personality of Godhead will come in a gold-like form. First He will become the husband of Laksmi (Srimati Laksmi Devi, Lord Caitanya's first wife). Then He will become a sannyasi, near Lord Jagannatha who will appear in a divine wooden form».

Русский перевод ISKCON: «В первой половине [prathama sandhya] века Кали я появлюсь среди брахманов [karisyami dvijatisu], чтобы спасти падшие души, [paritranaya tanu-bhrtam], которых сжигают беды века Кали [kalina dahyamananam]. Я приму рождение как сын Шачи [bhavisyami sachi sutah], в Навадвипе-Майапуре [mayapure navadvipe]. Я приду в моей полной духовной форме в начале Кали-юги. В начале Кали-юги Верховная Личность Бога придет в золотоподобном облике. Сначала Он станет мужем Лакшми [Шримати Лакшми Деви — первая жена Господа Чайтаньи]. Затем Он станет санньяси неподалеку от Господа Джаганнатхи, который появится в божественном деревянном виде».


В электронной версии Гāруд̣а-пурāн̣ы ч. 1, ч. 2, ч. 3, основанной на бомбейском изд. Venkatesvara Steam Press, этих отрывков нет.

Кроме того, в Гаруд̣а-пурāн̣е нет слов «мāйāпӯр» и «навадвӣпа».



«Нарасим̇ха-пурāн̣а»:

satye daitya-kuladhi-nasa-samaye
simhordhva-martyakrtis
tretayam dasa-kandharam
paribhavan rameti namakrtih
gopalan paripalayan vraja-pure
bharam haran dvapare
gaurangah priya-kirtanah
kali-yuge caitanya-nama prabhuh


Перевод Gosai: «The Supreme Personality of Godhead who in the Satya-yuga appeared as a half-man, half-lion to cure a terrible disease that had ravaged the daityas, and who in the Treta-yuga appeared as a person named Rama (Lord Ramacandra), a person who defeated the ten- headed Demon Ravana, and who in the Dvapara-yuga removed the earth's burden, and protected the Gopa (cowherd men) people of Vraja-pura, will appear again in the Kali-yuga. His form will be golden, He will delight in chanting the Lord's holy names, and His name will be Caitanya».

Русский перевод ISKCON: «Верховная Личность Бога, которая в Сатья-югу приходила как получеловек — полулев, чтобы излечить ужасную болезнь, разорившую даитьев, и которая в Трета-югу пришла как личность по имени Рама [Господь Рамачандра], победившая десятиголового демона Равану, и которая в Двапара-югу освободила землю от гнета и защитила гоп [пастухов] — жителей Враджа-пура, вновь появится в Кали-югу. Он будет золотого цвета и будет с восторгом воспевать святые имена Господа и Его имя будет Чайтанья».



В электронной версии Нарасим̇ха-пурāн̣ы, основанной на делийском изд. Siddheswar Jena: The Narasiṃha Purāṇam. Delhi: Nag Publ. 1987, этих строф нет.



«Нāрада-пурāн̣а»:

aham eva kalau vipra
nityam prachanna-vigrahah
bhavavad-bhakta-rupena
lokan raksami sarvada


divija bhuvi jayadhvam
jayadhvam bhakta rupinah
kalau sankirtana rambhe
bhavisyami saci-sutah

aham eva dvija-srestho
nityam pracchanna-vigrahah
bhagavad-bhakta-rupena
lokam raksami sarvada


Перевод Gosai: «O Vipra, in the age of Kali, I will come disguised as a devotee and I will save all the worlds. O Divija (demigods), please come and advent as devotees on this earth in the age of Kali-yuga. I will incarnate as the son of Saci to inaugurate the congregational chanting of the name of Krsna. I shall advent in the form of a brahmana devotee and I shall hide my factual identity. I shall deliver all the worlds».

Русский перевод ISKCON: «О Випра, в век Кали Я приду под видом [nityam prachanna vigraha] преданного [bhagavad-bhakta-rupena] и спасу все миры [lokan raksami sarvada]. О Дивиджа (полубоги), пожалуйста, придите как преданные на эту землю [bhuvi jayadhvam jayadhvam] в век Кали. Я инкарнирую как сын Шачи [bhavisyami sachi-sutah], чтобы торжественно начать совместное воспевание имени Кришна [kalau sankirtana arambhe]. Я приду как брахман-преданный [aham eva dvija-srestho]и я сокрою свою истинную личность [prachanna vigrahah]. Я освобожу все миры [lokam raksami sarvada]».


Неправильный перевод отрывков перестал удивлять («ахам̇ эва двиджа-ш́реш̣тхах̣ \ я всегда лучший двиджа» переводят как «я приду как брахман-преданный» или «I shall advent in the form of a brahmana devotee»).

Первые два отрывка в пурāн̣е отсутствуют. Третий отрывок обнаружился в пятой главе.

ahameva dvijaśreṣṭha nityaṃ pracchannavigrahaḥ /
bhagavadbhaktarupeṇa lokākrakṣāmi sarvadā // NarP_1,5.47 //


В этой главе Нāрада рассказывает Санаке о разговоре Бхагавāна с Мāркан̣д̣еей. Ш́лок 1.5.47 является частью этого разговора. Каким образом тут предсказывается Чаитанйа, можно только гадать. В ш́локе не говорится о том, что Бхагавāн куда-то пойдет или где-то появится. В главе также не говорится о кали-йуга-аватāрах.


 Первый отрывок в точности повторяет третий, только слова dvijaśreṣṭha (dvija-srestho) заменены на kalau vipra. Слово «санкиртана» в Нāрада-пурāн̣е не встречается.



«Брахма-пурāн̣а»:

kaleh prathama sandhyayam
gaurangotham mahi-tale
bhagirathi-tate bhumni
bhavisyami saci-sutah


Перевод Gosai: «I will reveal my eternal golden form in the first part of Kali-yuga. I will advent on the earth on the bank of the Bhagirathi».

Русский перевод ISKCON: «Я проявлю свою вечную золотую форму [gaurangotham mahi-tale] в начале Кали-юги [kaleh prathama sandhyayam]. Я приду на землю на берегу Бхагиратхи [bhagirathi-tate bhumni] как сын Матери Шачи [bhavisyami sachi-sutah]».



В Брахма-пурāн̣е этого отрывка нет.



«Агни-пуран̣а»:

prasantatma lamba-kanthas gaurangas ca suravrtah


Перевод Gosai: «The Supreme Personality of Godhead will come in a golden form, full of peace, and a beautiful long neck. He will be surrounded by many saintly devotees».

Русский перевод ISKCON: «Верховная Личность Бога придет в золотом облике [gaura-anga], полная мира [prasantatma], с прекрасной длинной шеей [lamba-kanthah]. Он будет окружен многими святыми преданными [sura-avrtah]. Замечание: Это косвенное предсказание будущего пришествия Панча-Таттвы».



В 49-й главе электронной версии Агни-пурāн̣ы, основанной на бенгальском изд. Rajendralal Mitra, Calcutta: Asiatic Society of Bengal 1870-1879, 3 vols., (Bibliotheca Indica, 65,1-3), обнаружился такой ш́лок:

śāntātmā lambakarṇaś ca gaurāṅgaścāmbarāvṛtaḥ(2) /AP_49.008ab/
ūrdhvapadmasthito buddho varadābhayadāyakaḥ //AP_49.008cd/



Умиротворенный, длинноухий, злато/желтотелый, в одеянии, восседающий на лотосе Будда, благославляющий [двумя мудрами].


 49-я глава описывает цвет (матсйāдилакш̣ан̣аварн̣анам̇) и др. характеристики рукотворных образов (пратимā) десяти аватāров начиная с Матсьи (матсйāдипратимāлакш̣ан̣ам). Чаитанйи среди них нет, а слово «гаурāн̇гах̣» относится к цвету Будды и его пратимы.


 Вероятно исказитель оригинала не мог спокойно пройти мимо слова «гаурāн̇гах̣». Но контекст и ш́лок не вписываются в идею о «золотом аватāре», пришлось вторую часть ш́лока с именем Будды убирать, а первую искажать.

Но даже если всерьез принять искаженный вариант (à la «предсказание»), то и здесь не все гладко, ведь речь идет о представах, рукотворных образах, их цвете, одеяниях, специфических элементах (напр., лук у Рāмы, чакра и др.). Поклоняемые изваяния не ходят (The Supreme Personality of Godhead will come… / Верховная Личность Бога придет…). В главе нет заявлений Бхагавāна о том, что Он куда-то пойдет, где-то появится, как это подают в своем переводе прабхупāдовцы обоих организаций. Слова «suravrtah» (He will be surrounded by many saintly devotees / Он будет окружен многими святыми преданными. Замечание: Это косвенное предсказание будущего пришествия Панча-Таттвы) тоже не вписываются в контекст, т.к. речь идет о пратиме Будды. В тексте нет каких-либо утверждений о том, что пратимā должна быть или будет окружена еще чем-то/кем-то.



«Матсйа-пурāн̣а»:

mundo gaurah su-dirghangas
tri-srotas-tira-sambhavah
dayaluh kirtana-grahi
bhavisyami kalau-yuge


Перевод Gosai: «In the age of Kali, I shall advent where the three rivers meet. I shall have a shaven head. I shall have a golden complexion. I will be very kind and always chant the holy name of Krsna».

Русский перевод ISKCON: «В век Кали Я явлюсь [bhavisyamikalauyuge] в месте, где встречаются три реки [tri-srotas-tira-sambhavah]. Я меня будем обрита голова [mundah]. У меня будет золотой цвет лица [gaurah]. Я буду очень сердечным и буду постоянно повторять святое имя Кришны [dayalohkirtana-grahi]».


В первых 176-ти главах электронной версии Матсйа-пурāн̣ы, основанной на калькуттском изд. Caukhamba Vidyabhavan, 1954 года, этого отрывка нет.



«Мāркан̣д̣ейа-пурāн̣а»:

golokam ca parityajya
lokanam trana-karanat
kalau gauranga-rupena
lila-lavanya-vigrahah


Перевод Gosai: «In the Kali-Yuga, I will leave Goloka and, to save the people of the world, I will become the handsome and playful Lord Gauranga».

Русский перевод ISKCON: «В Кали-югу, Я покину Голоку и для того, чтобы спасти людей этого мира, стану прекрасным играющим Господом Гаурангой».



В первых 93-х главах (из 137-ми) электронной версии Мāркан̣д̣ейа-пурāн̣ы этого отрывка нет.


Нет его и в Мāркан̣д̣ейа-пурāн̣е изд. Joshi K. L. Shastri and F. Eden Pargiter, Parimal Publications, 2012, Delhi.



«Вāмана-пурāн̣а»:

kali-ghora-tamas-channat
sarvan acara varjitan
sacigarbhe ca sambhuya
tarayisyami narada


Перевод Gosai: «O Narada Muni, I will take birth in the womb of Saci. I shall save the people, who will give up all proper good conduct, from the terrible darkness of the age of Kali-Yuga».

Русский перевод ISKCON: «О Нарада Муни, Я приму рождение в лоне Шачи [sachi-garbhecasambhuya]. Я спасу людей, оставивших правильный образ действий [sarvanacaravaryitan], из ужасной тьмы Кали-юги [kali-ghora-tamas-channan]».


В первых 69-ти главах (из 96-ти) электронной версии Вāмана-пурāн̣ы основанной на изд. A.S. Gupta, Varanasi: All India Kashiraj Trust 1967: этого отрывка нет.


Нет его и в Вāмана-пурāн̣е изд. O. N. Bimali and K. L. Joshi, Parimal Publications, 2005, Delhi.



P.S., среди источников содержащих «предсказания» о Чаитанйе упоминаются Ananta-Samhita, Krsna-yamala-Tantra и Brahma-yamala Tantra. Тратить время на исследование «предсказаний» из этих весьма сомнительного рода средневековых сочинений мы не будем.




продолжение будет