?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

Голока



Высшей обителью (парамам падам) шастра называет обитель Вишну — Вайкунтху. Праман этому великое множество (напр., «Ригведа» 1.22.20; БхП. кн. 3 г. 15 и др.). В космогонии культа Чайтаньи высшей обителью считается Голока-Вриндавана, она же Кришналока.

В отличие от Голока-Вриндаваны в «Бхагаватам» упоминается просто «Голока», и то один раз (10.27.1): śrīśuka uvāca govardhane dhṛteśaile āsārādrakṣite vraje golokādāvrajatkṛṣṇaṃ surabhiḥ śakra eva ca.

ISKCON: «Шукадева Госвами сказал: После того как Кришна поднял холм Говардхана и защитил обитателей Враджа от беспощадного ливня, Сурабхи, мать коров, спустилась со своей планеты, чтобы увидеть Его. Вместе с ней пришел и Индра».

Комментарий: «В этом стихе слово го-локат указывает на материальную планету Голока, которая наполнена особенными коровами…».


Ни контекст стиха и главы, ни смысл слова «Голока» не указывают на Голока-Вриндавану, существующую исключительно в литературном творчестве последователей Чайтаньи (напр., «Брахма-самхита» 5.37). На этом фоне особняком стоит самая первая биография Чайтаньи «Чайтанья-бхагавата» (ЧБ), в которой герой произведения представлен Нараяной с Вайкунтхи. Ни Голока, ни Голока-Вриндавана в работе не упоминаются. При перечислении различных планет высшей обителью Бхагавана автор называет именно Вайкунтху.

Позже, в «Чайтанья-чаритамрите» (1.5.16), появляется еще одна «высшая обитель», которая уравнивается с Голока-Вриндаваной, — Кришналока:

tāhāra upari-bhāge ‘kṛṣṇa-loka’-khyāti
dvārakā-mathurā-gokula — tri-vidhatve sthiti


ISKCON: «В наивысшей области духовного мира расположена планета Кришналока. Она делится на Двараку, Матхуру и Гокулу».


Мы помним, что обе биографии сильно отличаются друг от друга. В ЧЧ представлены некоторые догмы культа (напр., Радха, Голока, расы), которых нет в ЧБ.


В «Сванияма-дашаке» (5) Рагхунатхи заметно пренебрежительное отношение к Вайкунтхе. По мнению автора существует два разных мира: Врадж, мир Кришны, и Вайкунтха, мир Нараяны. Кришна, разумеется, превосходит Нараяну. Каких-либо шастровых свидетельств этому превосходству Рагхунатха не приводит.

Та же мысль прослеживается в «Брихад-бхагаватамрите» Санатаны. Он описывает путешествия Нарады и некоего Гопакумары по разным планетам. В тексте неоднократно сравниваются Голока и Вайкунтха. Утверждается превосходство Голоки. Во второй главе Санатана пишет, что Голока является исключительно миром Кришны. Обращает на себя внимание еще одно астрономическое know-how Санатаны: помимо Голоки, существуют планеты-обители Рамы и Джаганнатхи, которые тоже превосходят Вайкунтху. Каких-либо праман этой трихотомии Санатана не приводит.


Во введении к «Бхагавад Гите как она есть» на с. 40 Прабхупада пишет: «В «Брахма-самхите» (5.37) дано замечательное описание обители Господа: голока эва нивасатй акхилāтма-бхӯтах. Господь вечно пребывает в Своей обители на Голоке, но даже те, кто находится в материальном мире, могут достичь Его».

Там же, на с. 41, свами пишет: «Среди планет духовного мира есть одна, которая называется Голокой Вриндаваной. Она является самой высшей из всех, это изначальная планета изначальной Личности Бога, Шри Кришны. Обо всем этом рассказывается в «Бхагавад-гите», читая которую мы узнаем о том, как можно покинуть материальный мир и обрести вечную жизнь в вечном духовном мире».


В комментарии к «Гите» 7.24 свами утверждает: «У Господа тоже есть Своя планета. В двадцать третьем стихе Кришна говорит: деван дева-йаджо йанти мад-бхакта йанти мам апи. Те, кто поклоняется полубогам, попадают на планеты этих полубогов, а преданные Господа Кришны попадают на планету Кришналока».

Если мы заглянем в стих 7.23, о котором говорит свами, то упоминания в нем Кришналоки мы не обнаружим:

antavattu phalaṃ teṣāṃ tadbhavatyalpamedhasām
devāndevayajo yānti madbhaktā yānti māmapi


Но преходящ плод скудоумых. Богов достигают почитающие богов, Мои бхакты достигают Меня.


Слова «Гиты» 15.6 dhāma paramaṁ mama («Моя высшая обитель») Прабхупада объясняет следующим образом:

«Здесь описан духовный мир, обитель Верховной Личности Бога, Кришны, которую называют Кришналокой, или Голокой Вриндаваной. В духовном мире не нужно ни солнца, ни луны, ни электричества, ибо все планеты там сами излучают свет. В этой вселенной есть только одна такая планета, Солнце, а в духовном небе все планеты излучают сияние. Сиянием этих планет (Вайкунтх) залито все духовное небо, и это сияние называют брахмаджьоти. Изначальным источником этого сияния является планета Кришны, Голока Вриндавана. Часть брахмаджьоти покрыта махат-таттвой, она образует материальный мир. Однако большую часть духовного неба занимают духовные планеты, Вайкунтхи, главной среди которых является Голока Вриндавана».


В комментарии к «Гите» 8.13 Прабхупада проводит явное различие между Вайкунтхой и Голока-Вриндаваной:

«Те, кто предан Кришне, попадают на планету Кришны, Голоку Вриндавану. Те, кто поклоняется Господу в другом облике, попадают на многочисленные планеты Вайкунтхи в духовном небе…».


Но из комментария Прабхупады к «Гите» 2.51 становится понятно, что он сам себе противоречит: «…Тот же, кто понял, что его предназначение - служить Господу, встает на путь преданного служения и достигает Вайкунтхи».


Конечно, можно сказать, что коль скоро Кришна говорит о своей обители, то ее можно назвать Кришналокой. Но кришнаиты настаивают на том, что Кришналока и Голока-Вриндавана — это шастровые категории. А под «шастрами» они понимают в первую очередь литературные труды патриархов своего культа, на которые им приходится ссылаться снова и снова ввиду того, что праман превосходства Голоки и Голока-Вриндаваны над Вайкунтхой, равно как и понятия «Кришналока», в шастрах не существует. Чтобы обосновать свою «Голоку», кришнаиты прибегают еще к одному приему – цепляются за слово «голока» в любом негаудийском источнике. Но таких источников всего два – «Бхагаватам» (здесь слово «голока» встречается один раз, но в том значении, в котором его понимают кришнаиты, оно не подходит) и «Махабхарата».


Цитата: «В Гите Кришна несколько раз говорит о "Своей Дхаме", напр. 15.6: tad dhāma paramaṁ mama. Что понимается под "dhāma paramaṁ mama"? Логично,что обитель Кришны, поскольку Гита - это диалог Кришны с Арджуной [Не Вишну, Рамы и т.д]. И 'Голока' - это просто одно из слов, чтобы эту самую обитель Кришны обозначить, конкретизировать [обитель коров]. Есть и другие слова, такие как, например, 'Кришналока'. Является ли Голока Вайкунтхой? Безусловно. Как описывается в Ч.Ч. Мадхья 9.146: siddhāntatas tv abhede 'pi śrīśa-kṛṣṇa-svarūpayoḥ. В чем же проблема назвать эту особую Вайкунтху Кришны 'Голокой'? :-) Тем более, что в Бхагаватам 10.27.1 Голока упоминается: go-lokād āvrajat kṛṣṇaṁ. В комментарии на этот стих, Вишванатха Чакраварти и Джива Госвами уточняют, что в этом конкретном стихе идет речь о материальной Голоке, ввиду того, что в духовном мире невозможно, чтобы Индрадев сопровождал Сурабхи. Эти их слова означают, что и есть духовная Голока, где вечно проходят игры Кришны. И считать иначе - это есть майавада. 34 главы 10-ой песни Бхагаватам описывают Вриндаванские лилы, которые вечно проходят в духовном мире, в высочайшей обители Кришны, и не суть важно, как эту обитель назвать - Голокой, Кришналокой, Вайкунтхой и т.д. Ну и также Голока упоминается в Махабхарате: evaṁ bahu-vidhai rūpaiś carāmīha vasundharām | brahma-lokaṁ ca kaunteya golokaṁ ca sanātanam || [ma.bhā. 12 (Шанти Парва).330.68]» — Damodardas


«Махабхарата» (Шанти-парва 330.68):

evaṃ bahuvidhai rūpaiścarāmīha vasuṃdharām
brahmalokaṃ ca kaunteya golokaṃ ca sanātanam


Так во множестве образов я сюда прихожу на землю,
Также и в мир Брахмы, в вечный мир Коровы* (golokaṃ), Каунтейа.


Глава, в составе которой находится этот стих (беседа Кришны и Арджуны), описывает бесчисленные образы Бхагавана, которыми Он пронизывает три мира, мир людей (vasuṃdharām), мир девов (brahmalokaṃ) и вечный мир Голоку (golokaṃ ca sanātanam).

«Высшей обителью» или «вечным миром» шастры называют Вайкунтху и состояние освобождения, т.е. мукти. Достижение мукти в «Гите» выражается словами «достигают Меня» (7.22, 7.23 и др.). О Кришналоке и Голоке «Гита» не говорит. В представленном стихе «Махабхараты» вечный мир назван «Голокой». Синонимичность Голоки и Вайкунтхи, одного и того же вечного мира счастья, в стихе очевидна. Даже если этим стихом чайтаниты захотят доказать существование некой планеты Голока-Вриндаваны, превосходящей Вайкунтху, то сделать это будет невозможно, т.к. в самом стихе нет даже намека на превосходство одного какого-то вечного мира (Голока-Вриндаваны) над другим вечным миром (Вайкунтхой). К тому же «Махабхарата» говорит о Голоке, а не о Голока-Вриндаване, как ее называют последователи Чайтаньи.


Цитата: «В Гите Кришна несколько раз говорит о "Своей Дхаме", напр. 15.6: tad dhāma paramaṁ mama. Что понимается под "dhāma paramaṁ mama"? Логично,что обитель Кришны, поскольку Гита - это диалог Кришны с Арджуной [Не Вишну, Рамы и т.д]».

Если быть последовательным, то логика оппонента должна распространяться на все слова Кришны о себе, например, «познать Меня можно только с помощью бхакти», «из адитьев Я — Вишну» (Гита 10.21), «Я — Атман в сердце каждого», «Я пронизываю все сущее» (Гита 10.42) и т.д. Другими словами, логика оппонента приводит к тому, что с бхакти можно познать только Кришну, а Вишну, Нараяна и Рама познаются как-то иначе.

Если между образами Парабрахмана есть различие, то все, что говорится в «Гите», должно относиться исключительно к Кришне, а не к какому-либо другому образу, в том числе и слова «источник мира», «творец мира», «пронизывающий все сущее» и др. Но разве гаудии отрицают, что Нараяна является творцом мира и источником всего сущего? Оппонент хочет сказать, что из обители Рамы возвращаются?

Если «та Моя обитель высшая», из которой не возвращаются, это именно обитель Кришны, а не кого-либо еще, и к обители Нараяны это не относится, то такая логика («„Гита“ исключительно о Кришне») подразумевает, что Бхагавана в образах Вишну, Нараяны и Рамы можно познать иначе, чем с бхакти. Вопрос — как? И главное, зачем, если высшей и лучшей целью является Голока-Вриндавана и собственно Кришна?

Если все так, как говорит оппонент, то почему же слова Кришны в «Гите» подаются Вьясой как «Бхагаван увача» («Бхагаван сказал»), а Бхагаваном «Бхагаватам» называет Вишну (7.1.1), Ваману (5.24.27), Вайкунтху (8.5.4)?


Говоря о девятисложной бхакти, мы говорим о вишну-бхакти (БхП 7.5.23-24). А принимая во внимание тождественность всех без исключения образов Бхагавана, вишну-бхакти — это та же кришна-бхакти. Может быть, оппонент считает, что существует разница между вишну-бхакти и кришна-бхакти? Тогда хотелось бы увидеть праманы этому делению.

Рассматриваемый стих из «Махабхараты» произносит Бхагаван. Рупы Бхагавана неотличны друг от друга. Кришна, Нараяна, Рама, Вамана и др. — это все один и тот же Бхагаван. Откуда же взялось превосходство гаудийской Голока-Вриндаваны над шастровой обителью Бхагавана Вайкунтхой? Тем более, что праман этого превосходства в шастрах нет.


Тем, кто настаивает на превосходстве Голоки над Вайкунтхой, Голока-Вриндаваны над Вайкунтхой, Кришналоки над Вайкунтхой, Кришны над другими образами Бхагавана, начинать разговор следует с обоснования этого превосходства шастра-праманами, а не предлагать в качестве аргументов утверждения из книг адептов культа Чайтаньи.


Полное тождество Кришны и Вишну подтверждает «Махабхарата» (Шанти-парва 350.42-43):

gatiśca sarvabhūtānāṃ prajanaścāpi bhārata
vyāpte me rodasī pārtha krāntiścābhyadhikā mama
adhibhūtaniviṣṭaśca tadviśvaṃ cāsi bhārata
kramaṇāccāpyahaṃ pārtha viṣṇurityabhisaṃhitaḥ

Я — цель всего сущего, вдыхающий жизнь во все сущее. Пронизываю пространство от неба до земли. Пребывая во всем, Меня знают как Вишну.


Как бы ни хотелось оппоненту и его консультантам в квадратных скобках противопоставить друг другу рупы Хари, такие манипуляции являются ашастровой самодеятельностью.

Ни одной праманы, утверждающей превосходство какого-либо образа Бхагавана над другими, не существует. Не существует и праман превосходства Голоки над Вайкунтхой, Голока-Вриндаваны над Вайкунтхой, Кришналоки над Вайкунтхой, да они нигде и не сравниваются.


Наши оппоненты лукавят, утверждая, что татвавадины не принимают Голоку. Мы утверждали, что Голока в гаудийском смысле Голока-Вриндаваны не является высшей обителью Бхагавана, т.к. шастра-праман этому нет. Уравнение, теперь уже Голоки с Вайкунтхой, оппонент делает на основании первой части стиха из ЧЧ 2.9.146:

siddhāntatas tv abhede ’pi śrīśa-kṛṣṇa-svarūpayoḥ

ISKCON: «Духовная наука гласит, что между Нараяной и Кришной нет разницы».

Однако вторая часть стиха опровергает это утверждение:

rasenotkṛṣyate kṛṣṇa-rūpam eṣā rasa-sthitiḥ

ISKCON: «И все же раса супружеской любви придает Кришне особую привлекательность. Поэтому Он превосходит Нараяну. Такой вывод можно сделать, изучив науку о духовных отношениях».

Цитата: «В чем же проблема назвать эту особую Вайкунтху Кришны 'Голокой'? :-)».

Проблема не в синонимичности, а в идее, стоящей за той или иной доктриной. Гаудийская догма о Голока-Вриндаване не имеет никаких шастровых обоснований.



Дополнения


Бхāг. 9.4.60:
tato nirāśo durvāsāḥ
 padaṃ bhagavato yayau
vaikuṇṭhākhyaṃ yad adhyāste
 śrīnivāsaḥ śriyā saha


Затем разочарованный Дурваса отправился в обитель Бхагавана Вайкунтху, где вместе с Лакшми постоянно пребывает Шриниваса.

1. Обитель Бхагавана — это Вайкунтха.
2. Бхагаван — это Шриниваса.
3. Шриниваса — имя Вишну (Вишну-сахасра-нама-стотра 33 и 78), Он же Кришна, Он же Нараяна — владыка Вайкунтхи.


Бхāг. 3.11.42:
tad āhur akṣaraṃ brahma
 sarva-kāraṇa-kāraṇam
viṣṇor dhāma paraṃ sākṣāt
 puruṣasya mahātmanaḥ


viṣṇor dhāma paraṃ sākṣāt=несомненно, обитель Вишну — высшая.


Бхāг. 3.15.13:
ta ekadā bhagavato
 vaikuṇṭhasyāmalātmanaḥ
yayur vaikuṇṭha-nilayaṃ
 sarva-loka-namaskṛtam


Они, свободные от скверны, вошли в обитель Вишну Вайкунтху, все смертные которой поклоняются.

Бхāг. 3.15.15:
yatra cādyaḥ pumān āste
 bhagavān śabda-gocaraḥ
sattvaṃ viṣṭabhya virajaṃ
 svānāṃ no mṛḍayan vṛṣaḥ


…Бхагаван пребывает на Вайкунтхе и его достигают ведой (шабда)…


И наконец, в следующем стихе речь заходит о Кришне. Обитатели Вайкунтхи думают о Нем.

БхП 3.15.20:
yat saṅkulaṃ hari-padānati-mātra-dṛṣṭair
 vaidūrya-mārakata-hema-mayair vimānaiḥ
yeṣāṁ bṛhat-kaṭi-taṭāḥ smita-śobhi-mukhyaḥ
 kṛṣṇātmanāṃ na raja ādadhur utsmayādyaiḥ


Прабхупада: «Обитатели Вайкунтхи путешествуют на воздушных кораблях из лазурита, изумрудов и золота. Даже в окружении своих супруг, пышнобедрых, улыбающихся красавиц, они не поддаются искушению страсти, оставаясь равнодушными к их улыбкам и чарующей красоте».

В своем художественном переводе свами опустил важную деталь — ум обитателей Вайкунтхи поглощен Кришной (kṛṣṇātmanāṃ). Эти слова свами оставил только в пословном переводе: kṛṣṇa — Кришной; ātmanāṃ — чей ум поглощен.

По логике нашего оппонента обитатели Вайкунтхи должны думать не о Кришне, коль скоро это Вайкунтха, а о Нараяне или Вишну, ведь Вайкунтха — это их обитель.


БхП 3.15.39:
kṛtsna-prasāda-sumukhaṃ spṛhaṇīya-dhāma
 snehāvaloka-kalayā hṛdi saṁspṛśantam
śyāme pṛthāv urasi śobhitayā śriyā svaś-
 cūḍāmaṇiṃ subhagayantam ivātma-dhiṣṇyam


ISKCON: «Господь является неиссякаемым источником блаженства. Своим благословенным присутствием Он приносит счастье каждому, а Его пленительная улыбка и нежный взгляд проникают в глубины сердца. Прекрасное тело Господа черного цвета, а Его широкая грудь - обитель богини процветания, которая украшает духовный мир, венчающий небесное царство. Поэтому всем показалось, что Господь Сам распространяет красоту и благоденствие духовного мира».


Речь идет о высшей обители Бога черного цвета (śyāme), т.е. о Кришне, который является владыкой все той же Вайкунтхи. Все это лишний раз демонстрирует неотличность бхагавад-руп друг от друга и полностью опровергает заблуждение о том, что Кришна превосходит все остальные образы Бхагавана, как об этом заявляют последователи Чайтаньи.




Recent Posts from This Journal

Comments

anilinn
Jan. 9th, 2016 09:57 am (UTC)

Очень интересно, спасибо.
Поскольку в нашем городе из вайшнавов только исккон, то выбирать не приходится. Но сердце к Кришне не очень лежит, Нараяна привлекает больше. Мне интересно, какова духовная практика тех, кто поклоняются Вишну? Все что я знаю пока что - 4 принципа и маха-мантра. Опять же, упирают на то, что в этот век кали только Харе Кришна мантра спасет. Вернее так - Благо, которое приносит троекратное повторение тысячи Святых Имен Вишну, можно обрести, повторив имя Кришны всего лишь один раз.

vilasatu
Jan. 9th, 2016 08:34 pm (UTC)
У разных групп-сект последователей Чаитанйи разные спасительные „махамантры“. Это как минимум должно настораживать. Слова «харе» и «кришна» — имена Парабрахмана. Но заявленное одной группой чаитанитов спасение только через повторение именно этого вида „спасительной махамантры“ — не более, чем представление лишь одной группы. Вницание в суть Гайатри, Вишнусахасранама-стотры — есть вницание в суть веда-мантр и природы Парабрахмана.
Виктор Гаврилов
Apr. 27th, 2017 07:08 pm (UTC)
Коментарий
При знании санскрита легко обнаружить, что Прабхупада при переводах искажает истинное значение шлок, видоизменяя неудобные термины: Атман, Брахман, нирвана... В тоже время вводит термины, которые отсутствуют на санскрите:
Б.Г. 6.15. " юнджанн эвам садатманам йоги нията-манасах
шантим нирвана-парамам мат-самстхам адхигатччхати"

Перевод Прабхупады: "Практикуя таким образом постоянный контроль тела, ума и деятельности, трансценденталист-мистик, контролируя свой ум, достигает царства Господа (обители Кришны) путём прекращения материального существования".
Перевод Шри Ауробиндо: "Так, всегда обуздывая себя, контролируя ум, йог достигает высшего покоя нирваны, находящейся во Мне"
Буддисты бы очень удивились, узнав, что нирвана - это обитель Кришны. Но так как они вряд ли читают книги Прабхупады, то спокойно идут своим путём.