?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись


॥श्रीः॥



13. Чайтанья и Валлабха



Весьма полезно заглядывать в историческое закулисье отношений гаудий с представителями других культов. Это помогает быть объективным. Немаловажно подчеркнуть, что мы оперируем лишь фактами, изложенными на страницах гаудийской литературы, последовательно рассматривая фундаментальные положения культа Чайтаньи.


§1

Валлабха и Чайтанья сегодня встречаются не в первый раз. Пятьсот лет назад эти две аватары, два бога, два основателя новых вер уже встречались, но их встречи описаны лишь на страницах «Чайтанья-чаритамриты» — биографии Чайтаньи, историческая достоверность которой весьма сомнительна.

В этом эпизоде автор ЧЧ выставляет Валлабху в неприглядном виде, а ведь Валлабха был, так сказать, конкурентом Чайтаньи на средневековой арене псевдовайшнавских культов. Автор ЧЧ утверждает, что Валлабха, в конце концов, осознал верховное положение Чайтаньи и предался ему.

В предыдущей части мы продемонстрировали отношение Прабхупады к учению Мадхвы и татвавада-вайшнавам. В этой части Кришнадаса Кавираджа открыто оскорбляет Валлабху, приписывая это Чайтанье.


§2

ЧЧ 3.7.53: Зная, что сердце Валлабхи Бхатта полно гордости, Махапрабху произнес эти слова.


ЧЧ 3.7.54: Валлабха Бхатта думал: «Я великий вайшнав. Изучив бхакти-сиддханту, я могу понять смысл „Бхагаватам“ и очень хорошо его объяснить».


ЧЧ 3.7.55: Такая гордость долго владела умом Валлабхи, но он слушал проповедь Махапрабху и его гордость исчезла.


ЧЧ 3.7.61: На следующий день, когда все вайшнавы собрались в обители Махапрабху, он представил им Валлабху.


ЧЧ 3.7.80: Однажды, по окончании праздника, Валлабха пришёл к Махапрабху и предался его стопам.

ЧЧ 3.7.81: «Я написал комментарий к „Бхагаватам“, сказал он. „Мог бы ты, Махапрабху, послушать его?».


ЧЧ 3.7.82: Господь ответил, «Я не понимаю смысл „Бхагаватам“. У меня нет способности слушать его смысл».


ЧЧ 3.7.88: Будучи всезнающим, господь знал, что объяснения Валлабхи пусты, поэтому Он не удостоил их вниманием.

ЧЧ 3.7.89: Когда господь решительно отказался его слушать, Валлабха отправился домой подавленным. Его бхакти к господу пошатнулась.

ЧЧ 3.7.91: Поскольку господь не стал всерьез слушать Валлабху, никто [из жителей Джаганнатха Пури] не станет слушать объяснения Валлабхи.

ЧЧ 3.7.92: Пристыженный, оскорблённый и несчастный Валлабха отправился к Гададхаре Пандиту.

ЧЧ 3.7.101: Какое бы учение Валлабха не представлял, его опровергал Адвайта Ачарья.

ЧЧ 3.7.102: В обществе преданных, возглавляемом Адвайтой Ачарьей, Валлабха Бхатта выглядел гусем среди белых лебедей.

ЧЧ 3.7.106: Слыша об этом, господь сказал: «Ты [Валлабха] не ведаешь дхарму. Первый долг целомудренной женщины слушать мужа».

ЧЧ 3.7.109: Услышав это, Валлабха Бхатта онемел. Он вернулся домой очень несчастный и начал рассуждать.

ЧЧ 3.7.110-111: «Ежедневно меня побеждали в этом собрании. Если однажды я смогу победить, это будет для меня огромным источником счастья, и мой позор исчезнет. Но как я могу представить мои объяснения?».

ЧЧ 3.7.112: На следующий день, придя в собрание, приветствуя господа, он сказал с непомерной гордостью.

ЧЧ 3.7.113: «Я опроверг комментарий к Шридхары Свами к „Бхагаватам“. Я не могу согласиться с его объяснениями».

ЧЧ 3.7.114: «Его объяснения разрозненны и в них много противоречий. Ни одного его слова нельзя принять».

ЧЧ 3.7.115: Улыбнувшись, господь сказал: «Того, кто не принимает Свами, я считаю шлюхой».

ЧЧ 3.7.116: Сказав это, Махапрабху замолчал. Все собравшиеся, услышав эти слова, были довольны ими.

ЧЧ 3.7.132: «Своим комментарием ты посмел критиковать Шридхару Свами, не принимая его авторитет. Такова твоя вероломная гордость!».

ЧЧ 3.7.133: «Шридхара Свами гуру всего мира, ибо по его милости мы можем понять «Бхагаватам». И поэтому он мой гуру».

ЧЧ 3.7.134: «Что бы ты ни написал из своей ложной гордости, пытаясь превзойти Шридхару, всё это будет противоположно по смыслу. Никто не обратит на это внимание».

ЧЧ 3.7.135: «Любой, кто следует Шридхаре, будет уважаем и принят каждым».

ЧЧ 3.7.136: «Представь свое объяснение «Бхагаватам» в соответствии с мнением Шридхары, отбрось ложную гордость, поклоняйся Бхагавану Кришне».



§3

Следует заметить, что Джива Госвами следует мнению Шридхары лишь с оговороками, но судя по вышеизложенному Чайтанья, не колеблясь, высмеял бы и его, пристыдив и опозорив.

तदेवं परमनिःश्रेयसनिश्चयाय श्रीभागवतमेव पौर्व्वापर्य्याविरोधेन विचार्यते । तत्रास्मिन् सन्दर्भषट्कात्मके ग्रन्थे सूत्रस्थानीयं अवतारिकावाक्यं । विषयवाक्यं श्रीभागवतवाक्यम् । भाष्यरूपा तद्व्याख्या तु सम्प्रति मध्यदेशादौ व्याप्तानद्वैतवादिनो नूनं भगवन्महिमानमवगाहयितुं तद्वादेन कर्वुरितलिपीनां परमवैष्णवानां श्रीधरस्वामिचरणानां शुद्धवैष्णवसिद्धान्तानुगता चेत्तर्हि यथावदेव विलिख्यते ।



Джива Госвами: «В этих шести сандарбхах в роли сутр выступают наши утверждения, или вводные слова к шлокам «Бхагаватам». Сами шлоки «Бхагаватам» будут представлять шастровые речения, которые нам следует проанализировать, а в качестве комментария к сутрам у нас будут объяснения «Бхагаватам», представленные Шридхарой Свами, великим вайшнавом. Ради прославления Бхагавана и представления Его более привлекательным для умов майявади, которых большинство, особенно в центральной Индии, Шридхара Свами высказывает суждения в духе адвайты. Но когда его комментарий согласуется со строгими вайшнавскими принципами, мы будем их цитировать дословно».



Джива готов принимать только те комментарии Шридхары, которые в его [Дживы] представлении соответствуют вайшнавскому духу. Такая избирательность свойственна и Валлабхе. То же самое он пришел сказать Чайтанье, а вместо поддержки был унижен за критику майявады.


Какой-то театр абсурда. Основатель, так сказать, «вайшнавского Движения» Чайтанья говорит о «вайшнавизме», но инициацию и санньясу принимает в майявада-сампрадае; критикует вайшнавов, унижает их, высмеивает за то, что они критикуют майяваду. Как это понимать? Где логика?

Далее из текста Дживы видно, что он считает Шридхару майявадином. И мы уже знаем, что случилось, когда Валлабха лишь намекнул, что Шридхара не всегда прав. Позор ждёт каждого, кто критикует майяваду!

Интересно, к чему тогда лозунги на сайте krishna.ru: «Фестиваль „Садху-санга-2013“: Святое общение начинается с уважения и желания служить другим».

Нет-нет, мы не ищем, не ждем и, главное, не просим уважения к себе. Не об этом речь. Не о нас. Наверное, лозунги это чистая абстрактность. Они чисто абстрактно подразумевают чисто абстрактное служение другим. Где же их уважение в случае с Валлабхой, и не только с ним? Политкорректные, красивые, но пустые лозунги?


«Мы также не ставим целью защищать и отстаивать Валлабху перед последователями Чайтаньи, но выпады против Валлабхи в ЧЧ — это необоснованный наезд и желтая пресса самого низшего пошиба. Ни одной цитаты, ни одного аргумента, ни черта не сказано в защиту Шридхары от Валлабхи, кроме того, что «кто не верен Свами, тот курва» — Н. Дивногорский (из личной переписки).



§4

Теперь к вопросу о достоверности или вернее вымышленности истории встречи Валлабхи и Чайтаньи. Все очень просто. Последователи Валлабхи напрочь отрицают все, что говорит ЧЧ в его отношении, считая эти истории выдумкой и ложью. Они настаивают на том, что это фантазии Кришнадаса Кавираджи или того, кто под этим именем скрывается. Валлабха никогда не вставал на сторону майявади, не принимал авторитет Шридхары и не предавался Чайтанье. Более того, сам факт встречи Валлабхи с Чаитанйей вызывает сомнения, так как исторических свидетельств этой встречи не существует.

В ахмедабадском издании «Бхагаватам» с одиннадцатью комментариями только два комментатора отличаются от всей остальной массы, копирующей Шридхару. Это Виджаядхваджа и Валлабха.


ЧЧ рассказывает, что после того, как Чайтанья опозорил Валлабху, он [Валлабха] предался ему. Но если это так, то почему же последователи Валлабхи следуют традиции комментария Валлабхи, а не Шридхары, как это делают чайтаниты?

После описанной выше встречи с Чайтаньей Валлабха не изменил свой комментарий. От своих убеждений не отрекся. Напрашивается вывод — Валлабха не предавался Чайтанье и не принял идеи Шридхары.

Историей встречи Валлабхи с Чайтаньей автор ЧЧ откровенно клевещет и безосновательно оскорбляет Валлабху только за то, что он разошелся мнением с майявади. Здесь как раз Чайтанья выставляет напоказ свою гордость идеями отпрысков Шанкары. Если татвавада-вайшнавы (см. Ч. 20 — «Чайтанья в Удупи») всего лишь не стали разговаривать с Чайтаньей «из своей гордыни», то тут случай тяжелее, Чайтанья молчать не стал, а оторвался на Валлабхе, своем конкуренте. Прием, достойный порицания, а не преклонения, к тому же не доказывающий превосходства как самого Чайтаньи, так и его последователей в целом. Вероятно, несогласие с идеями шанкарита Шридхары болью отозвалось в сердце Чайтаньи и глубоко его задело. Неужели в жизни Чайтаньи не было альтернативы Шридхаре? А как же известные и жившие в то время Вадираджа Тиртха и Вьяса Тиртха, в чьей, как бы, парампаре, по мнению гаудий, Чайтанья состоит?

История оскорбления и непринятия комментария Валлабхи (который, справедливости ради сказать, Чайтанья даже не выслушал и не обсудил) слишком похожа на описание «встречи» Чайтаньи с вайшнавами Удупи. Слишком высокая степень повторяемости. Тот же сценарий.

Как уже было сказано, ни одна историческая работа, кроме ЧЧ, эту встречу не упоминает. ЧЧ — работа, описывающая сотни событий, подтверждений которым в других источниках, помимо ЧЧ, нет. Например, как Чайтанья бродил по Южной Индии и сотни тысяч становились его последователями. Исторически нет никаких упоминаний о том, что Чайтанья вообще был в тех краях. До того, как появился Гаудия-матх и много позже ISKCON, жители Южной Индии ничего не слышали о Чайтанье.


§5

Последователи Валлабхи называют своего ачарью «Махапрабху» и считают его самим Кришной. Валлабха тоже танцевал в джунглях с фауной и тысячи становились его последователями. Они усердно доказывают его божественность на основе своих же книг, написанных авторами их культа. То же самое делают и последователи Чайтаньи. То же имя-титул, тот же статус, те же внутрисампрадайные книги. Те же доказательства, плюс у чайтанитов огромное количество негатива по отношению к другим ачарьям, обильное количество оскорблений и откровенной лжи.


Как же нам понять, кто из них реальный «махапрабху», а кто самозванец? Кто из них аватара, а кто нет? Кто из них бог, а кто самозванец? И у того, и у другого список божественных деяний зашкаливает. И тот, и другой плясали в джунглях со зверьем. И тот, и другой «доказанные» аватары. И тот, и другой засвидетельствованные боги. На основе каких фактов мы можем судить о том, что кто-то из них настоящий (как они заявляют), а кто-то нет?

Никто, кроме гаудий, не считает, что Валлабха встречался с Чайтаньей. Зачем Кришнадаса Кавираджа написал все это? Какую цель преследовал, оскорбляя Валлабху? При всем при том, что шикша- и возможно дикша-гуру Кавираджи, Рагхунатха Дас Госвами, был близким другом Виттхалнатхи, сына Валлабхи, как об этом свидетельствует «Стававали».


§6

Прекрасно характеризуют всю глубину подхода к этой теме слова последователей Чайтаньи (ISKCON и Гаудия-матх):

а) «К сожалению, последователи Валлабхи обращаются к нему как „Махапрабху“, но это неправомерно, потому что „Махапрабху“ может использоваться только в адрес Господа Гауранги-Кришны, источника всех вишну-таттв, а не для джива-таттвы (души) Валлабхачарьи, даже если он великий ачарья. Шрила Валлабхачарья никогда себя не называл Махапрабху, но всегда использовал его в обращении к Господу Гауранге в Джаганнатха Пури».


б) «Как утверждает гаудия-сампрадая, поклонение мурти Гопалы Мадхавендры Пури осуществлялось последователями Валлабхи в Натхадваре, в Раджастхане, как Шринатхаджи, но они не признавали публично того факта, что Шринатхаджи и есть собственно мурти Гопалы Мадхавендры Пури из гаудия-сампрадаи. Все во Вриндаване знали, что Мадхавендра Пури нашел мурти Гопалы во Вриндаване и установил его на вершине холма Говардхан, где до сих пор и стоит этот храм. Поговаривают, что некто по имени Садху Панде нашел мурти Гопалы и отдал его гаудия-вайшнавам. Но вообще-то, Гопалу дали шесть госвами Вриндавана Шриле Виттхалешваре Дасу, сыну Валлабхачарьи. Виттхалешвара был полностью осведомлен о славе Господа Гауранги Махапрабху».

в) «Как видим, между гаудия- и валлабха-сампрадаями имеется много ниточек, но к сожалению многие современные последователи Валлабхи не признают этих связей публично, хотя и знают правду в глубине души. Мы молимся, чтобы в один прекрасный день они признали ту же истину, которую признавал Валлабхачарья в Джаганнатха Пури, а именно, что Господь Гауранга Махапрабху никто иной как Кришна, Верховная Личность Бога».


Эти жемчужины диалектики культа Чайтаньи наглядно демонстрируют их аргументационный подход и методику отстаивания своих позиций в спорах и дебатах.

Главное, что мурти передал Мадхавендра Пури, а остальное не важно…



продолжение в пути