?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

॥श्रीः॥


Вопрос: Упоминается ли в агамах поклонение говардхана-шиле (камням горы Говардхан)? Где описывается говардхана-татва? Действительно ли Говардхан это Харидас, джива или, подобно шалаграма-шиле, место, где проявлен Нараяна?


Ответ: Поклонение говардхана-шиле не упоминается в агамах. Но это не значит, что оно нешастрово. Мы можем относиться к нему, как к представлению (репрезентации) почитания самой горы-Говардхан, которое установлено Бхагаваном и описано в 10-й Книге «Бхагавата-пураны» (обряд почитания, в конце которого Кришна принял облик Говардхана и провозгласил: «Гора есмь я» (śailo'smi).

Это подводит нас к татве не только горы-Говардхан, но и к татве шалаграма-шилы, и к татве арча-мурти вообще. Что показал Кришна, приняв облик «живого» Говардхана? То, что Говардхан — на самом деле Он сам, сам Бхагаван? Или то, что Он, Кришна, непостижимым образом является одним с Говардханом, но отличен от него? Или же все-таки то, что Он является изнутренним управителем (антарьямином) Говардхана (как и любой другой сущности), а Говардхан-гора — Его отраженное подобие, которое именно внутреннее определяющее присутствие Говардхана-Бхагавана наделяет и именем, и описанными именем «Говардхан» животворящими качествами?

Если без натяжек, без философского тумана, то третий ответ — верный ответ.

Даже не имея прямого руководства в Панчаратре, мы можем поклоняться говардхана-шиле как месту особого, воспетого присутствия Бхагавана, всерупного (всестатного, всеобразного), но и в образе Говардхана также. Так нам отвечал на подобный вопрос Баннандже Говинда Пандитачарья.

Таков же и принцип поклонения мурти или шалаграма- и дварака-шилам. Скульптуры или камни не являются (как бы вопреки нашему «несовершенному восприятию») «духовным телом» Всевышнего. Они суть места особого присутствия Бхагавана (саннидхьям). Особого не потому, что где-то или в чем-то Он присутствует менее полно, но потому, что здесь Ему угодно давать ощутить свое присутствие тому, кто поклоняется Ему арчаной.

Отождествление Парабрахмана с Его идолами (пратиками; сущностями, через которые с помощью шастровых процедур, как внешних, так и связанных с памятованием и познанием, садхака может сосредоточить свое внимание на важных для него качествах и образах Бхагавана) запрещено в веданте: na pratīke na hi sah. Здесь попытки мысленного наложения богости на поклоняемые изображения, которые практикуют рамануджины и чайтаниты (концепция «арча-аватары») расходятся со шрути. Искуственное, несоответствующее реальности поклонение (асад-упасана) никогда не приведет ни к чему настоящему, каким бы эмоциональным подъемом оно ни сопровождалось.

Что или кто есть Говардхан, если не говорить о его антарьямине, Вишну-Говардхане? Как и любая сущность в мире, Говардхан — это материальное образование, и это заведующий им определенный девата, находящийся в иерархии девов, в том числе тех, кто отвечает не только за эту гору, но за горы вообще, землю вообще, природу вообще и т.д. Все девы — джнянины и вишну-бхакты.

Однако поклонение в первейшую очередь направлено на того, кто единственный делает все, что благодаря ему делают девы, кто наделяет их и окружающий мир слабейшим подобием своих благих свойств.


Govardhan1

фото a108.net