?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Корни Хатха-йоги





http://koenraadelst.blogspot.de/

Кому принадлежит доктрина и учение или даже «наука» йога?

В наши дни американские бизнес-экспериментаторы, находящиеся в поисках новых идей на чём можно заработать, пытаются запатентовать свои собственные варианты некоторых техник и методов йоги. Однако, индийские представители и государственные учреждения противостоят этой тенденции, пытаясь сохранить йогу в качестве общего наследия и всемирного достояния, несмотря на то, что изучение йоги, согласно древней традиции, проходит в тайне.

Споры по поводу тренда «йога» и инициативы противостояния порождают фундаментальный вопрос: кому принадлежит йога и кто ее породил? Каковы корни йоги и когда она возникла?

Руководитель цифровой библиотеки В. К. Гупта (V. K. Gupta), хранящей файлы по теме «йога» под патронажем индийского министерства здравоохранения, утверждает, что йога это коллективное знание, доступное каждому, независимо от интерпретаций. Весьма неуместно, со стороны некоторых компаний, пытаться препятствовать кому-либо практиковать йогу, даже если они называют ее другим именем. Мы хотим заверить, что в будущем никто не сможет заявить, что он придумал и оформил йогические позы, на самом деле созданные в Индии 4510 лет назад.

На одном из научных форумов по этой теме были озвучены и другие вопросы: «Действительно ли йога создана 4510 лет назад? Когда жил Патанджали — в период последней сотни лет до нашей эры (ВСЕ) или в течение первых двух веков нашей эры? Действительно ли он составил свои тексты так давно?»

В действительности очень мало известно о самом авторе йога-текстов Патанджали. Мы знаем о Патанджали лингвисте-грамматике, в связи с чем есть основания полагать, что он жил во 2-м веке до н.э.

Отдельно от названия, у нас нет хоть сколько-нибудь серьезной причины и основания считать, что именно Патанджали является автором знаменитого трактата «Йога-сутра». Возможно, анонимный автор попытался распространить свою собственную книгу, придав ей античный блеск, как это часто можно видеть с другой индийской литературой, в которой часто сложно отделить оригинальный текст от поздних и даже современных интерполяций. Так или иначе, независимо от личности самого Патанджали, давайте обсудим хронологию его «Йога-сутры».

Существуют разные мнения, но окончательная редакция книги не может быть датирована 500-м СЕ, с большим содержанием более старых материалов.

Более техническая дискуссия о хронологии книги может нас увести слишком далеко от изначального вопроса. Причина в том, что он не содержит ни одного из методов о котором говорили бы модные «гуру» и йога-бизнес (йога-студии) в наше время. Прежде всего, стоит заметить, что рынок йогических услуг, на сегодняшний день, на Западе, представляет и разрабатывает на 99% хатха-йогу, но в «Йога-сутрах» Патанджали о хатха-йоге нет ни единого слова.

Чему учит Патанджали, так это методу успокоения ума, наряду с доктриной о благоприятности этого метода и о том, что данная практика желательна и благотворна. Его идея состоит в том, что спокойный ум и соответствующий образ жизни способствуют практике.

В «Йога-сутрах», в общих чертах, содержится информация о пранаяме — контроле дыхания. Эта практика упоминалась и до него, в частности в упанишадах. Пранаяма, безусловно, очень древняя практика, хотя многие конкретные техники дыхания, в настоящее время преподаваемые в йога-студиях, похоже, не были описаны в древних трактатах, насколько мы в состоянии понять их, порой, трудный язык. Описание этих техник можно найти в классической литературе по хатха-йоге, датируемой не ранее чем XIII-м веком нашей эры, в «Гхеранда-самхите», «Шива-самхите», «Хатха-йога-прадипике».

Следует добавить, что ряд позитур, популярных на Западе и адаптированных для Запада, в частности стоячие позы, не имеют хоть сколько-нибудь серьезного доказательства в упоминавшихся старинных текстах.

В «Йога-сутрах», например, они полностью отсутствуют. Патанджали определяет позы, лишь, как «комфортное и стабильное». Под словом «йогин» Патанджали подразумевает того, кто в древние времена пытался достичь успокоения ума или того, кто проявлял какие-то сверхестественные способности посредством упражнений в концентрации. Но сам термин «йога» не подразумевает лишь физические упражнения и вывихи членов тела.

Тем не менее, утверждение, что возраст йоги 4510 лет, относится именно к возрасту визуализации известных йогических поз. Хорошим примером может служить харрапская «печать Пашупати», указывающая на кого-то (утверждают, что это Шива-Пашупати, повелитель зверей, поскольку он окружен последними), кто сидит в сиддхасане, что просто означает — сидя на полу со скрещенными ногами и коленями касаясь пола.

Данное положение ног требует некоторой сноровки для людей живущих в холодном климате (например, западные люди сталкиваются с такой позой лишь на занятиях йогой), но данное положение естественно для людей живущих в жарком климате. В Индии вы постоянно сталкиваетесь с портными в лавках, которые так сидят во время работы и ничего, никаких сверхусилий. Хотя и признается, что данное положение способствует поддержанию осанки и освобождает тело от напряжения, препятствующего медитации и в этом нет ничего исключительно йогического.

В «Гите», Кришна призывает Арджуну «стать йогином», но не даёт каких-то специальных и замысловатых инструкций как это сделать, не считая упоминания о прямой спине и простом дыхании, но это не может сравнится с целой доктриной дыхания или поз, которые детально описаны в упоминаемых источниках по хатха-йоге. К примеру, в «Кама-сутре» позы куда замысловатее и требуют бо́льшей физической ловкости и силы чтобы их осуществить, чем позы в которых йоги сидели или стояли, забывая о своем теле.

Для приверженцев античности и традиции может стать некоторым разочарованием, что их традиция не такая древняя, но тем не менее, можно аплодировать хатха-йоге или тайцзыцюань, или любой другой технике оздоровления за их плоды с момента истории их открытия и развития. Имеется достаточно доказательств тому, как полезны для здоровья эти системы, независимо от их возраста.

Еще в XIX веке, были добавлены новые техники в массив методов хатха-йоги, отчасти под влиянием британской военной подготовки. В частности, стоячие техники, в основном это достаточно поздние дополнения. Учитывая вышеизложенное, остается считать, что хатха-йога весьма современное явление.



Comments

shantira_shani
Aug. 21st, 2011 11:47 pm (UTC)
Здравствуйте.
Можно спросить - откуда этот фрагмент?
vilasatu
Aug. 22nd, 2011 09:19 am (UTC)
Я перевёл статью доктора Эльста из его блога.

http://koenraadelst.blogspot.com/

shantira_shani
Aug. 22nd, 2011 11:59 am (UTC)
спасибо)))
shantira_shani
Aug. 22nd, 2011 02:51 pm (UTC)
чуть-чуть подредактировал и перепостил к себе: http://shantira-shani.livejournal.com/104415.html
vilasatu
Aug. 22nd, 2011 03:34 pm (UTC)
А что именно подредактировали? Вроде тоже самое.
shantira_shani
Aug. 23rd, 2011 02:22 am (UTC)
Заменил несколько слов - на мой взгляд, так точнее передана мысль автора. Добавил несколько союзов и ещё что-то.
Плюс орфография - пробелы после запятых и кавычек.
vilasatu
Aug. 23rd, 2011 10:24 am (UTC)
Спасибо. Всё перечисленное действительно моя слабая сторона. А вы знаете санскрит, владеете языком?
shantira_shani
Aug. 23rd, 2011 01:02 pm (UTC)
К сожалению, нет.

Попробуйте в MS Worde (если вы именно им пользуетесь) выставить обязательную проверку грамматики и орфографии. Хотя и говорят, что он пропускает ошибки, но более 90% он выявит. Я сам этим же страдаю и пользуюсь MS Word'ом и меня очень даже устраивает.
vilasatu
Aug. 23rd, 2011 03:13 pm (UTC)
настрою проверку грамматики. Спасибо.